Новый VACUUM. От звезд — к душе

29 Июл 2014, Эльфия Гарипова. Рубрика Новости, Разное
Метки: ,

Андерс Воллбек и Маттиас Линдблум

Автор — Эльфия Гарипова

ОСТАЛИСЬ ВДВОЕМ

В течение нескольких лет после выхода в 2002 году сингла Starting (Where The Story Ended) VACUUM гастролировал по странам Восточной Европы (Россия, Украина), Греции, Италии, Болгарии. Аудитория поклонников голосистых шведов преданно ожидала выхода новых синглов и альбомов, тем более, что им участники группы обещали «совершенно новое звучание». Дальше с группой произошла метаморфоза, к которой оказался снова причастен Александр Бард. Он, воспользовавшись своей привычной тактикой, увел из группы клавишницу Марину Шипченко: к тому времени мэтр пресытился предыдущей группой и решил создать новую — BWO. Казалось бы, все против самого существования VACUUMа: отсутствие сильного промоушена, ограниченность в финансовых средствах, вечная ротация кадров в группе. Тем не менее творческий союз Андерса Воллбека и Маттиаса Линдблума за эти годы окреп настолько, что выход нового альбома с материалом, полностью написанным дуэтом, казался вполне логичным.

НОВЫЙ ТРЕНД В ТВОРЧЕСТВЕ

B 2004 группа в составе Линдблум/Воллбек выпустила сингл  Fools Like Me, который разительно отличался от всего предыдущего творчества группы, особенно от его бардовского периода. Если нарисовать картины на тему раннего творчества VACUUMa, то это были бы огромные имажинистские полотна, где в сверкании приборов космических кораблей, бороздящих неуютную Вселенную, едва заметен гомо сапиенс, больше озабоченный выживаемостью планеты и если не равнодушный к  своей персональной судьбе, то рассматривающий ее лишь в контексте глобальных общечеловеческих  и эволюционных процессов.
Новый сингл группы показал явную склонность  обновленного  VACUUMa к  пастельному  импрессионистскому живописанию психологических тонкостей живого конкретного человека, решающего  в современном мире вечные вопросы. Практически впервые  в творчестве группы зазвучал мотив теплой земной любви, которой так тщательно, очевидно, по известным причинам, избегал Бард, известный нетрадиционной ориентацией. Линдблум/Воллбек, словно вырвавшись, наконец, из навязываемого им ранее имиджа холодных киборгов, радостно окунулись в мир земных эмоций, сосредоточившись в лирике на психологических тонкостях взаимоотношений  мужчины и женщины.

ФАНЫ-«РАСКОЛЬНИКИ»

Среди поклонников группы произошел некоторый раскол: их часть  предстала в облике музыкальных «староверов», не желающих отказываться от холодных блестящих конструкций, созданных Бардом. Они находили в новом материале группы «возмутительный» отход от канонов, заданных эстравагантным мэтром: музыкальная форма от броско-эпической сместилась в сторону более лирической, в текстах возобладали мотивы эмоциональных личных переживаний, а солист группы Маттиас Линдблум перестал пользоваться оперным вокалом и полностью отказался от образа рафинированного андрогина в пользу своей природной брутальной харизмы.

Обложка диска Your Whole  Life Is Leading Up To This

Обложка диска Your Whole Life Is Leading Up To This

ДВИЖЕНИЕ ОТ БОГОВ К ЧЕЛОВЕКУ

Маттиас Линдблум

В том же году группа выпустила следующий сингл They Do It и одноименный клип, который  обозначил вектор дальнейшего творческого пути группы VACUUM. Особенно ярко он был представлен в новом альбоме VACUUM — Your Whole Life Is Leading Up To This. Основными фирменными чертами  нового творческого этапа стали далекие от монументальности музыкальные ритмы в стиле от синт-попа до техно-транса и инди-попа. От поисков смысла жизни Линдблум и Воллбек не отказались, но в отличие от бардовского периода, он стал более персонифицированным и конкретным. В творчестве появились также мотивы c элементами мистики c уклоном в готику (Something Evil I Love, In The Dirt, Love Earth Cry) и философии (They Do It, Queen). Несмотря на то, что «музыкальные раскольники» упрекали вакуумцев в отходе от монументальных форм, в этом альбоме группы тем не менее явно заметна любовь музыкантов к рок-оперной стилистике: некоторые вещи кажутся великолепными партиями, словно вырванными из готовой зонг-оперы. Солист группы Маттиас Линдблум, отказавшись от потрясавших поклонников оперной манеры пения в некоторых ранних вещах, скорее, приобрел, чем потерял: в пении солиста появилось великое богатство обертонов его красивого баритона, которые позволяют ему «рисовать» голосом сложные драматические переживания лирического героя. Сделав ставку не на внешний, как ранее, а внутренний артистизм своего музыкального материала, Линдблум/Воллбек проявили себя как зрелые творческие личности, которые сознательно и бесстрашно поместили свое творчество в рамки элитарности.

ПАРАД СИНГЛОВ – СВОИХ И ЧУЖИХ

Олаф Врессмарк, Маттиас Линдблум, Михаэль Цланабитниг

Улаф Рессмарк, Маттиас Линдблум, Михаэль Цланабитниг

После выхода программного альбома Your Whole Life Is Leading Up To This последовала череда синглов, выходивших три года подряд. В июне 2005 года свет увидели лирический сингл The Void, а в 2006 – не менее углубленный во внутренние рефлексии Six Billion Voices. В 2007 году взрывной сингл Walk On The Sun показал, что дуэт умеет писать песни в неожиданной для самих артистов тональности, контрастной для основного направления их творчества. Последние два сингла в качестве бонус-треков фигурировали в немецком переиздании Your Whole Life Is Leading Up to This, но о релизе нового полноценного альбома речь не шла…
Еще до выхода своего альбома дуэт Линдблум/Воллбек начинает новую веху в своем творчестве: в качестве композиторов международного уровня они сотрудничают с певцами и группами по всему миру. Среди тех, для кого они написали песни, многие из которых стали впоследствии хитами, Тарья Турунен, Гару, Monrose, Эдита Горняк, Cinema Bizarre, The Canadian Tenors, Julie Berthelsen и многие другие. В 2007 году VACUUM написал песню Now Or Never («Сейчас или никогда») для российского певца Алексея Воробьева, которая стала известна как саундтрек фильма «Нулевой километр».
Не забывали музыканты и о собственных творениях.

Михаэль Цланабитниг

Михаэль Цланабитниг

В апреле 2008 года вакуумцы знакомятся с виртуозным пианистом из Гамбурга Михаэлем Цланабитнигом и уже в том же месяце появляется душевная баллада Know By Now. Ни она, ни появившаяся летом того же года My Friend Misery, исполненная Маттиасом в дуэте с Марcеллой Детройт из Shakespears Sister, ни печальная Where Angels Belong, ни жизнеутверждающий The Ocean, как и другой музыкальный материал, пока не появились в виде синглов и известны фанам только через Интернет.

ГАСТРОЛИ, HEARTBOX И ANIMAL

Сингл I Loved You - Heartbox

Сингл I Loved You — Heartbox

В 2009-2011 годах вокалист группы Маттиас Линдблум с клавишником Улофом Рессмарком и пианистом Михаэлем Цланабитнигом гастролировали с концертами по России и Украине, участвовали в различных телешоу и фестивалях. Фаны группы не переставали ждать от VACUUM новых синглов. И их надежды в июне 2012 года воплотились в виде песни I Loved You. Трагический вокал Маттиаса и музыкальное барокко мелодии были представлены аудитории в составе запоминающегося промо-продукта, носящего трогательное название Heartbox. В этой «коробке сердца» заказавшие его поклонники группы получили диск с треком самой песни в двух версиях и двух бонусных танцевальных ремиксов, видеоклипом I Loved You, небольшим видеосюжетом о создании клипа, сессионными фотографиями со съемок клипа, а также тематическую футболку. В видеоклипе группа продолжила традиции минималистского бэкграунда с готическим флером. В нем выгодно подчеркиваются и артистический талант Линдблума, и его богатые вокально-интонационные возможности. Снятый в черно-белой версии, лаконичный и одновременно наполненный множеством символов, видеоклип представлял собой стильный образчик лайт дарк рока.
Ровно через год VACUUM порадовал своих фанов концертом в Киеве и гастрольным туром по городам Крыма. Также музыканты попробовали себя в качестве авторов саундтрека к немецкому телефильму из популярного полицейского сериала Tatort. Но самое главное – представили своей аудитории новую балладу Animal. В ней вокал Маттиаса под акварельную симфонически звучащую мелодию заставляет вспомнить лучшие времена расцвета рокопопса. Тем не менее он очень узнаваем и современен. Характерный для группы эйкуменистический взгляд на личностные переживания подается не в привычном трагическом, а в неожиданном оптимистическом ключе. Означает ли это, что в музыкальной палитре группы появятся новые яркие краски? Покажет только время. Но до сих пор VACUUM умудрялся постоянно привносить в свое творчество что-то новое, оставаясь при этом верен себе.